Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

АРАБСКИЕ ПЛЕННЫЕ В ВИЗАНТИЙСКОМ ВОЕННОМ ТРИУМФЕ IX-X ВВ


Номер журнала
4
Дата выпуска
2025

Раздел
И С Т О Р И Я

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
94
Страницы
7-14
Ключевые слова
военный триумф, византийский церемониал, арабские пленные, арабо-византийские войны, Константин VII Багрянородный, Македонская династия, городская культура

Авторы
Грозова В.А.

Место работы
Грозова В.А.
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Византийская империя перенимала значительную часть городской культуры и военного дела Римской империи. Одним из таких явлений становится византийский военный триумф, который представлялся важным элементом государственной и религиозной пропаганды. В работе выявлены особенности подготовки и проведения триумфа на основании текста «De Ceremoniis aulae Byzantinae», особое внимание уделено роли арабских пленных как обязательных участников процессии. Автор приходит к выводу о том, что военный византийский триумф, несмотря на римскую традицию, имел ряд отличительных особенностей, обусловленных христианской догматикой и формированием более гуманного отношения к пленным, которое мы можем наблюдать уже с середины IX в., несмотря на продолжавшееся религиозное, идеологическое и военное противостояние.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . McCormick M. Eternal Victory: Triumphal Rulership in Late Antiquity, Byzantium and the Early Medieval West. Camb., 1986. 472 p.
2 . Beard M. The Roman Triumph. L., 2007. 448 p.
3 . Simeonova L. In the depths of tenth-century Byzantine ceremonial: the treatment of Arab prisoners of war at imperial banquets // Byzantine and Modern Greek Studies. 1998. Vol. 22. P. 75-104.
4 . Ramadan Abd Al-Aziz M. A. The treatment of Arab Prisoners of War in Byzantium, 9th-10th centuries // Sommaire Annales Islamologiques. 2009. 43. P. 155-194.
5 . Шукуров Р.М. Многоязычие в Византии IV-XV вв. // Византийский временник. 2017. Т. 101. С. 15-41.
6 . Шукуров Р.М. Богословская экзегеза на практике: пленники, филантропия и византийский миссионизм // Византийский временник. 2020. Т. 104. С. 13-33.
7 . Riedel M. Leo VI and the Transformation of Byzantine Christian Identity. Writings of an Unexpected Emperor. Camb., 2021. 240 p.
8 . Constantini Porphyrogeniti Imperatoris De Cerimoniis Aulae Byzantinae libri duo graece et latini e recensione Io. Iac. Reiskii cum eiusdem commentariis integris (Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae). 2 B?nde. Bonn, 1829-1830. 807 p.
9 . Constantine Porphyrogennetos. The Book of Ceremonies. Canberra, 2012. 870 p.
10 . Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку, 1986. 428 с.
11 . Лев Диакон. История. М., 1988. 240 с.
12 . Лев VI Мудрый. Тактика Льва. СПб., 2012. 368 с.
13 . Эклога. Византийский законодательный свод VIII в. М., 1965. 224 с.
14 . Шрайнер П. К проблеме культуры Византийского двора // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда / Под ред. Н.А. Хачатурян. Вып. 1. М.: Алетейя, 2001. С. 289-300.
15 . Constantine Porphyrogenitus. Three Treatises on Imperial Military Expedition. Wien, 1990. 342 p.
16 . Mango C. The Triumphal Way of Constantinople and the Golden Gate // Dumbarton Oaks Papers. 2000. № 54. P. 173-188.
17 . Легенды Царьграда. М., 2022. 304 c.
18 . Dagron G. Emperor and Priest. The Imperial Office in Byzantium. Camb., 2007. 356 p.
19 . Шандровская В.С. Эпархи Константинополя XI-XII вв. (по данным печатей Эрмитажа) // Античная древность и Средние века. 1992. Вып. 26. С. 62-77.
20 . Византийская книга Эпарха. М., 1962. 295 с.
21 . Васильев А.А. Византия и арабы. М., 2024. 240 с.
22 . Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. 160 с.
23 . The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford University Press, 1991. Vol. 1. 728 p.
24 . Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н., Ляховская О.В. Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы // Via in Tempore. История. Политология. 2011. № 19 (114). С. 28-34.
25 . Браунинг Р. Рабство в Византийской империи (600-1200 гг.) // Византийский временник. 1956. Т. 14. С. 38-55.
26 . Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПб., 1992. 352 с.
27 . Курышева М.А. К вопросу об узкой датировке рукописи трактата «De cerimoniis aulae Byzantinae» (Leipzig, Univ. Bibl. Rep. i 17) // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2017. № 5. С. 184-191.
28 . Vasiliev A.A. Harun ibn Yahya and his description of Constantinople // Seminarium Kondakovianum. 1932. Vol. 5. P. 149-163.
29 . Dvo?ak R. Ab? Fir?s, ein arabischer Dichter und Held, mit Ta?lib’s Auswahl aus seiner Po?sie in Text und ?bersetzung mitgeteilt. Leiden, 1895. 344 s.
30 . Грозова В.А. Обмен и выкуп пленных как часть военного конфликта на примере арабо-византийских войн IX-X вв. // Via in Tempore. История. Политология. 2024. № 3. С. 577-587.
31 . Памятники византийской литературы IX-XIV веков / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1969. 462 с.