ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ |
| 4 | |
| 2025 |
| научная статья | 342.9 | ||
| 131-136 | административная ответственность юридических лиц, административный штраф, индивидуализация наказания, соразмерность административного принуждения, смягчение административного наказания, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, искл |
| Настоящая статья посвящена комплексному доктринальному и прикладному анализу современных механизмов индивидуализации административного наказания, применяемых в отношении юридических лиц. Актуальность исследования обусловлена последовательной гуманизацией законодательства об административных правонарушениях и формированием правовых инструментов, направленных на обеспечение соразмерности и справедливости административной ответственности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Целью работы является системное исследование правовой природы, содержания и проблем реализации институтов смягчения административного наказания, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В статье последовательно рассматриваются конституционно-правовые предпосылки реформирования института административного штрафа, анализируются такие механизмы, как назначение штрафа ниже низшего предела (части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ), замена штрафа предупреждением (статья 4.1.1 КоАП РФ), применение к отдельным категориям юридических лиц санкций, установленных для индивидуальных предпринимателей (статья 4.1.2 КоАП РФ), а также правила назначения наказания при выявлении нескольких правонарушений в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия (части 5, 6 статьи 4.4 КоАП РФ). Автор выявляет ключевые проблемы правоприменения, связанные с оценочным характером оснований для смягчения ответственности, ведомственными коллизиями в толковании норм и отсутствием законодательного регулирования порядка кумулятивного применения рассматриваемых институтов. По результатам исследования формулируются выводы о незавершенности процесса формирования целостной системы индивидуализации наказания и вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства. |
| |
| 1 . Волкова В.В., Примак Я.С. Эффективность административных наказаний: анализ и перспективы (на примере административного штрафа) // Вопросы российского и международного права. 2024. Т. 14. № 3А. С. 42-52. 2 . Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» // СПС «КонсультантПлюс». 3 . Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». 4 . Таталина А.В. О снижении минимального размера административного штрафа юридическим лицам // Вопросы российского и международного права. 2024. Т. 14. № 4А. С. 180-186. 5 . Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс». 6 . Доценко И.А. Применение положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как реализация принципов неотвратимости, справедливости сораз- мерности административного наказания // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2020. № 2 (17). С. 41-44. 7 . Чепурная И.В., Черепок Д.Р. Актуальные аспекты административной ответственности за правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 3 (108). С. 93-99. 8 . Пояснительная записка к законопроекту № 941255-8 [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/941255-8#bh_histras (дата обращения: 06.07.2025). 9 . Ким Н.И. Актуальные проблемы практики назначения наказаний при множественности административных правонарушений // Административное право и процесс. 2025. № 5. С. 64-67. 10 . Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2024 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4, части 1 статьи 15.25, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Воплощение» и общества с ограниченной ответственностью «СИБТЕК» // СПС «КонсультантПлюс». 11 . Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2023 г. № 16-2051/2023 // СПС «КонсультантПлюс». |


